Ударим словом по истории игр! История id Software

Никто из ребят не писал длиннющих бизнес-планов, прежде чем начать разработку собственных игр. Все началось с простой забавы, созданной Джоном Кармаком. Он написал программу, в которой … двигался задний фон. То, что называют обычным скроллингом, побудило молодых людей (в лице Кармака и Холла) начать экспериментировать. Они решили сделать «пародию» на Mario 3, буквально скопировав первый уровень. В своем творении парни использовали фишку, созданную Джоном, и заменили главного героя. Джон Ромеро счел идею гениальной во всех смыслах: игра не только обладала увлекательным геймплеем, но и имела очевидный коммерческий потенциал.

Так начались работы над Commander Keen: Invasion of the Vorticons, деньги в разработку которой инвестировал Скотт Миллер (Scott Miller). Создание игрушки проходило в свободное от основной работы время, включая выходные дни. Гениальному трио не хватало собственных сил, поэтому в команде появился новый человек – Эдриан Кармак – коллега из Softdisk. Релиз игрушки все-таки состоялся, и случилось это в 1990 году. В роли геймдизайнера выступил Том Холл; Кармак и Ромеро программировали. Издателем Commander Keen стала компания Apogee Software, которую и представлял Скотт Миллер. Первую самостоятельную игру будущих основателей id Software публика встречает тепло, а значит – все только начинается, старт более чем удачный.

Тоска по немцам

1 февраля 1991 года в индустрии видеоигр появляется новый игрок – id Software. Все четверо парней покинули Softdisk, чтобы заняться созданием игр, основав собственную компанию. Посвятив некоторое время размышлениям о будущем проекте, в id начинается работа над новой игрой в жанре шутер от первого лица. Именно она принесет новоиспеченным разработчикам всемирную славу и популярность, задав планку качества, опускать которую нельзя ни в коем случае. Речь идет о знаменитой Wolfenstein 3D, роль которой трудно переоценить. Именно эту игру считают прародителем всех ныне существующих FPS – одного из самых популярных жанров.

Главный герой Wolfenstein 3D, находясь в крепости, решает спастись из плена нацистов бегством, попутно уничтожая охранников. Все это приправлено красочной графикой, великолепными спецэффектами (1992 год) и уникальными фишками игры: тайными комнатами с различными бонусами. Детище id Software выходит для MS DOS в 1992 году, 5 мая. Сейчас Wolfenstein 3D значится в «Лучших играх всех времен» авторитетного сайта IGN.com. Недавно игра добралась и до iPhone’ов; приобрести ее можно в iTunes США всего за 1,99$.

Ни о какой звездной болезни речи быть не могло. Вдохновленные успехом, парни приступают к созданию следующего своего творения. И в 1993 году выходит легендарный Doom, ставший еще большим прорывом в игровой индустрии. Как и прежде, значительную роль в создании игры вносит Джон Кармак. На этот раз источниками его вдохновения становятся «Зловещие мертвецы 2» и «Чужие». Все лучшее, что было в Wolfenstein 3D, перекочевывает в новую игру. В это же время из-за разногласий в проекте Том Холл покидает студию.

События Doom разворачиваются на Марсе, где безымянный герой, исследуя испещренные запутанными лабиринтами локации, уничтожает монстров, пытаясь спастись и остаться при этом в живых. На полу может быть разлита смертельно опасная кислота или лава, а за углом поджидать пара неприятных супостатов. Богатый арсенал главного героя (куда входят: гранатомет, плазмоган, пулемет, двустволка, небезызвестный BFG9000) также разнообразит игровой процесс. Для полной «сатисфакции» игрока разработчики добавили многопользовательский режим (до четырех человек). Все это буквально «взорвало» игровую общественность, а молодая студия-разработчик стала законодателем жанра шутеров от первого лица. Денежный ручеек превратился в речку.

Наблюдая за ажиотажем вокруг Doom, издатель дает добро на разработку сиквела. Выход состоялся спустя год, и, не привнеся толком ничего нового, смог не только не уступить оригиналу, но и даже превзойти его. Главный герой вернулся на родную планету, но и здесь его поджидал неприятный сюрприз. Монстры из ада оказались на Земле, а это значит: вновь пора браться за оружие. И еще один важный момент: первый Doom распространялся по принципу shareware игр, второй Doom добрался до прилавков магазинов и продавался в обычной версии, более привычной для нашего с вами времени.

поQUAKEть

Несмотря на бешеную популярность Doom, с третьей частью id не спешили. Жанр FPS настолько полюбился создателям, что на эксперименты они были готовы пойти исключительно в нем. Таким (экспериментальным) и должен был быть Quake – очередное детище id Software. Сами разработчики долгое время не могли представить концепцию своей новой игры. Ромеро хотел сделать максимально отличный от прежних проектов шутер, но Кармак браковал идеи одну за одной. Обстановка в команде накалялась, но работы над Quake шли все тем же бешеным темпом. Основными фишками было решено сделать полную трехмерность и многоэтажные уровни. Ничего подобного в индустрии видеоигр еще не было. Интерес Джона Кармака постепенно переключался с концепций игры и ее внутреннего мира на техническую составляющую. Релиз Quake состоялся в 1996 году и вновь произвел неизгладимое впечатление на игроков по всему миру. В это же время из команды ушел Джон Ромеро.

С этих пор дела компании стали идти не так хорошо. И дело не только в том, что Ромеро покинул id Software (если точнее, его уволили за невыполнение обязанностей). Разработчики сделали акцент на продолжении культовых серий: Doom и Quake. Вторая часть «Квэйка», к слову, должна была стать самостоятельным проектом, но из-за отсутствия нормального названия ей решили «прикрутить» имя уже раскрученного бренда. Полностью новый движок, похожее оружие и похорошевшая графика. В это время Джон Ромеро обещал выпустить собственную игру, которая, по его словам, должна была обойти по всем показателям детище Кармака. К слову, Джон Ромеро и Том Холл основали невероятно пафосную ION Storm, проекты которой, как покажет время, с треском провалятся, а члены команды разойдутся по другим студиям.

Quake 3 Arena вышла в начале декабря 1998 года. В ней разработчики из id Software сосредоточились исключительно на многопользовательской составляющей. Не будет для вас сюрпризом и тот факт, что Quake 3 стал одной из главных дисциплин в кибеспортивных соревнованиях. Издателем, как и у предыдущей Quake, стала компания Activision.

Третья часть легендарного Doom вышла в свет в 2004 году. Этого события ждали игроки по всему миру, но, как это ни удивительно, Doom 3 не стал чем-то из ряда вон выходящим, каким в свое время был оригинал. Индустрия видеоигр сильно изменилась, и просто качественным хоррор-шутером уже трудно было удивить пресыщенного игрока. Quake 4 и Enemy Territory: Quake Wars — уже не чистокровные проекты id Software. Некогда король игровой индустрии лишь принимал участие в проектах, разработкой которой занимались Raven Software и Splash Damage соответственно. Наступал новый период в жизни легендарной студии-разработчика.

***

Сегодня создание первоклассных игр требует больших финансовых вложений, чем это было раньше. Кармака никогда не интересовали скромные и невзрачные проекты, поэтому поглощение id Software было лишь вопросом времени. В июне 2009 года произошло слияние с ZeniMax Media, являющейся собственностью Bethesda Softworks. Средства на создание новых творений Джона, создаваемых на абсолютно новом движке id Tech 5, были выделены в достаточной мере. Вот-вот близится выход грандиозного Rage, превью на который можно почитать по соседству. Релиз уже в следующем месяце! Также известно, что в id Software сейчас ведутся разработки Doom 4. Надеемся на то, что компания все-таки сможет вернуть себе былые лавры победителя.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*